Анализ на ПСА

Введение

Анализ крови на ПСА используется прежде всего для скрининга рака предстательной железы (РПЖ).

Во время анализа измеряется уровень простатоспецифического антигена (ПСА) в крови. ПСА — это белок, который вырабатывается как злокачественной, так и незлокачественной тканью предстательной железы, небольшого органа, расположенного за мочевым пузырем мужчины.

ПСА обычно содержится в семенной жидкости, также вырабатываемой предстательной железой. В небольшом количестве ПСА обычно циркулирует в крови.

Анализ на ПСА позволяет выявить высокий уровень ПСА, который обычно свидетельствует о РПЖ. Но уровень ПСА может повышаться и при многих других заболеваниях, например, при увеличении или воспалении предстательной железы. Таким образом, определить, с чем связан высокий уровень ПСА, может быть затруднительно.

В настоящее время отсутствуют однозначные рекомендации о показаниях к анализу на ПСА. Решение о необходимости выполнить анализ следует принимать после консультации с лечащим врачом, который даст рекомендации с учетом имеющихся у вас факторов риска.

Зачем делать анализ крови на ПСА

РПЖ - это распрострененное заболевание, на долю которого приходится значительная часть случаев смерти от злокачественных опухолей. РПЖ — самый распространенный вид злокачественных онкологических заболеваний (не считая рак кожи) у мужчин в США, а как причина смерти от злокачественного онкологического заболевания в этой группе населения уступает только раку легкого. Ранняя диагностика может оказаться важным инструментом для назначения подходящего и своевременного лечения.

Хотя уровень ПСА может повышаться у мужчин с РПЖ, такое же повышение может наблюдаться и при других (незлокачественных) состояниях. Анализ на ПСА может выявить высокий уровень ПСА в крови, но не дает точной диагностической информации о состоянии предстательной железы.

Анализ на ПСА — единственное средство ранней диагностики РПЖ. Другое распространенное скрининговое исследование, обычно выполняемое в дополнение к анализу на ПСА, — пальцевое исследование прямой кишки.

Врач вводит палец в смазанной перчатке в прямую кишку пациента и прощупывает предстательную железу. Прощупывая предстательную железу или надавливая на нее, можно судить о наличии патологических уплотнений.

Ни анализ на ПСА, ни пальцевое исследование прямой кишки не дают информации, достаточной для диагностики РПЖ. По результатам этих исследований врач может назначить биопсию предстательной железы.

Во время этой процедуры выполняется забор ткани для лабораторного исследования. Диагноз РПЖ устанавливают по результатам биопсии.

Другие причины для проведения анализа на ПСА

Если рак предстательной железы уже диагностирован, анализ позволяет:

• судить об эффективности лечения;
  • установить наступление рецидива

Риски

Профессиональные медицинские общества в настоящее время не дают однозначных рекомендаций о том, кому следует, а кому не следует проходить скрининг с помощью анализа на ПСА. Для принятия решения о проведении анализа проконсультируйтесь с лечащим врачом, который объяснит вам преимущества, недостатки и возможные риски, связанные с данным анализом.

Польза анализа крови на ПСА

Анализ на ПСА позволяет диагностировать РПЖ на ранней стадии. Рак легче лечить и проще вылечить, если он диагностирован на ранней стадии. Однако, оценивая потенциальную пользу исследования, важно знать, действительно ли раннее выявление и своевременное начало лечения улучшает исход терапии и приводит к снижению количества смертельных исходов, обусловленных РПЖ.

Дело в том, что при типичном течении РПЖ прогрессирует медленно, в течение многих лет. Поэтому даже при наличии заболевания у человека за всю жизнь может не возникнуть ни симптомов, ни поводов для обращения за медицинской помощью.

Ограничения анализа крови на ПСА

К ограничениям анализа на ПСА относятся:

• Факторы повышения ПСА. Помимо РПЖ к повышению уровня ПСА приводит увеличение предстательной железы (доброкачественная гиперплазия предстательной железы, ДГПЖ) и ее воспаление или инфекции (простатит). Кроме того, в норме наблюдается повышение уровня ПСА с возрастом.
  • Факторы понижения ПСА. При применении некоторых препаратов для лечения ДГПЖ или заболеваний мочевыводящих путей и некоторых химиопрепаратов в высоких дозах возможно снижение уровня ПСА. При ожирении возможно снижение уровня ПСА.
  • Неинформативность анализа. Результаты анализа не всегда точны. Повышение уровня ПСА не обязательно означает РПЖ. А у многих пациентов с РПЖ уровень ПСА в норме.
  • Гипердиагностика. По оценкам ученых, у 23–42 % больных с клинико-лабораторными признаками РПЖ заболевание никогда не проявляется симптоматически. Диагностика РПЖ при бессимптомном течении (отсутствие риска для жизни или ухудшения здоровья) считается гипердиагностикой.

Потенциальные риски анализа крови на ПСА

По своей сути возможные риски связаны не с самим анализом, а с решениями, которые принимаются на основе его результатов, включая необходимость проведения дополнительных исследований или назначения терапии по поводу РПЖ. К таким рискам относятся:

• Риски биопсии. Биопсия имеет свои риски, в т. ч. риск боли, кровотечения и инфекции.
  • Психологический эффект. Ложноположительные результаты исследования — высокий уровень ПСА при отрицательных результатах гистологического исследования — могут вызвать тревогу или стресс. Диагностика РПЖ при медленном росте опухоли может вызвать сильную тревогу просто от знания о присутствии опухоли.

Процедура исследования

Медицинский работник с помощью иглы производит забор крови из вены (вероятнее всего из локтевого сгиба). Затем пробу крови анализируют в лаборатории для измерения уровня ПСА.

Результаты

Результаты анализа на ПСА выражаются в нанограммах на миллилитр (нг/мл). Четкой границы между нормальным уровнем ПСА и отклонением от нормы не существует. По результатам анализа врач может рекомендовать проведение биопсии.

Разновидности анализа на ПСА

Врач может использовать дополнительные методики интерпретации анализа на ПСА перед назначением биопсии. Эти методики направлены на повышение информативности анализа на ПСА.

Не смотря на то, что до настоящего времени остается неясным, дает ли применение этих методик какое-либо преимущество для диагностики, - исследования по данному вопросу еще продолжаются.

К таким разновидностям относятся:

• Динамика уровня ПСА. Динамика ПСА — это изменение уровня ПСА со временем. Быстрый рост уровня ПСА может свидетельствовать о присутствии РПЖ или его агрессивной форме. Но последние исследования ставят под сомнение ценность динамики ПСА для прогнозирования РПЖ, устанавливаемого патоморфологически.
  • Свободный ПСА. ПСА циркулирует в крови в двух формах: связанный с определенными белками крови и несвязанный (свободный). При высоком уровне ПСА и низком уровне свободного ПСА более вероятно присутствие РПЖ.
  • Плотность ПСА. При РПЖ вырабатывается больше ПСА на единицу объема ткани, чем при доброкачественных заболеваниях предстательной железы. Оценивая плотность ПСА, можно оценить уровень ПСА на объем ткани. Измерение плотности ПСА обычно требует проведения МРТ или трансректального УЗИ.

Разговор с врачом

Перед анализом обсудите с врачом возможные пользу и риски процедуры. Если вы решили, что вам нужен анализ на ПСА, спросите врача:

• когда вам предоставят и разъяснят результаты;
  • какие рекомендации он может дать при положительном результате;
  • как часто нужно повторять анализ, если результат отрицательный.

Если вы обсудите эти вопросы заранее, то вам будет легче понять результаты анализа, чтобы принимать дальнейшие решения.

+7 (499) 709-73-87 Заказать обратный звонок
Пн—Вс 8:00—21:00